Проблема насилия в школе достаточно долгое время не придавалась особому значению, не смотря на ее широкое распространение. Главной задачей любой школы - обеспечение всех детей благоприятными и комфортными условиями для развития, получения образования, с защитой от насилия и жестокого обращения. Насилие в образовательном учреждении может проявляться как однократно, так и в виде постоянных издевательств и унижений.
Каждый ребенок индивидуален по-своему. Дети хотят учиться навыкам, сотрудничать и брать на себя ответственность за себя и других. Поэтому основой образования должна быть демократическая система ценностей, содержащаяся в правах человека. Право на жизнь, личную неприкосновенность, право на суд, право на неприкосновенность частной жизни, уважение личной свободы, уважение к окружающей среде - вот некоторые из списка прав.
Традиционно главным институтом воспитания-семья. То, что ребенок в детстве приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей жизни.
Семья - важнейшее место для развития ребенка, в ней закладываются основы его личности. Ведь именно семья несет ответственность за уход и воспитание ребенка. Важность семьи как института закладывания характера обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение большей части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Семья может переживать кризисы, быть неэффективной по разным причинам, не справляться с уходом и воспитанием ребенка. Именно поэтому так важно поддерживать семью существующими учреждениями и организациями.
Все взрослые (родственники, соседи, учителя, политики, лица, формирующие общественное мнение) обязаны учитывать потребности молодого поколения, создавать условия для развития положительных возможностей, присущих молодым людям.
Дети, которые ощущают свою ценность, получают эмоциональную и оценочную поддержку дома и в школе - развивают чувство собственного достоинства и уважают других. И в семье, и в школе ребенку необходимо обеспечить:
- внешнюю и внутреннюю безопасность;
- развитие интересов и способностей;
- удовлетворение потребности в привязанности;
- самооценку;
- чувство надежности;
- возможность лидерства.
Удовлетворение этих потребностей дома и в школе позволит ребенку правильно развиваться. Посещение школы, где большая часть дня проводится в группе, где учителя относятся к ученику на расстоянии, - это важный опыт для каждого ученика. Учитель - это человек, который имеет власть над ребенком, решая какое место занимает в классе. Педагог, проявляющий к ребенку сопротивление, публично указывающий на ошибки - отрицательно сказывается на отношении других детей к этому ученику.
Бывает, что в новой школьной ситуации у ребенка обнаруживаются недостаточно оформленные свойства. Если ребенку своевременно не оказывает помощь школы, эти отклонения не только проявляются, но и усугубляются, появляются новые нарушения. Пережитые неудачи и унижения приводят к снижению самооценки, неверию в свои силы, нежеланию добиваться новых успехов. У многих учеников под влиянием школьных трудностей развивается сильный невроз страха. Эти дети беспокойно спят, встают по ночам, теряют аппетит, имеют привычный понос или рвоту, часто начинают заикаться, мокнут по ночам и т. д.
Учителя редко противодействуют возникновению у ученика чувства угрозы и страха. Часто бывает так, что они проявляют неприязнь к ученику, у которого проблемы в школе, высмеивают высказывания, используют вредные фразы и даже прозвища. И, как правило, такой ученик чувствует себя обиженным и униженным.
Тогда в ребенке просыпается агрессивное и бунтарское отношение. Бунт проявляется в виде высокомерного поведения по отношению к взрослым, пренебрежения школьными обязанностями, антиобщественных выходок и т. д. Бывает, что такие ученики не находят в своем классе коллег, которые хотели бы подружиться с ними. Поэтому они избегают мест, где их встречают презрением и неодобрением. Они стремятся удовлетворить потребность в признании в новой области. Часто это неформальная деструктивная группа сверстников, члены которой находят взаимопонимание и поддержку.

Проблемы с обучением могут быть вызваны не только учащимися с трудностями в обучении, но и одаренными детьми. Опережая своих сверстников по интеллектуальной зрелости, ученики могут быть изолированы от группы. Причинами такого положения дел являются личные качества выдающегося ученика, такие как, самолюбие, тщеславие, стремление к личному успеху и отсутствие товарищеских отношений; либо удаленность от коллег объясняется разными интересами и предпочтениями одаренного ребенка.
Не толерантный педагог найдет в классе много учеников, которые не в состоянии удовлетворить его требования, и будет рассматривать этих учеников, вызывающих образовательные трудности. Когда понимающий и терпеливый учитель заботится об одном и том же классе, количество трудных учеников в разы уменьшается.
Взрослые не хотят признаваться в причинении боли детям, а также уничтожении их мысленно. Более того, учителя не хотят этого признавать не только из-за стыда, но и из-за страха за свою репутацию и положение в обществе.
За уровень образования детей отвечает не только семья, но и школа. Дома родители не успевают растить детей, а в школах происходят процессы непреднамеренного воспитания. В большинстве школ есть подсистемы, стремления которых могут отличаться друг от друга.
Учителя хотят формировать учеников по определенному образцу, а ученик хочет быть самим собой и решать, как развиваться. Задача учителя - искать то, чего ученик не знает и не может оценить, а ученик тщательно скрывает собственное невежество, чтобы избежать заниженной оценки. Учитель требует послушания, в то время как ученик бунтует и, когда, получается, вводит учителя в заблуждение.
Иногда ученик добровольно подчиняется руководству педагога, который для него образец подражания, а также помогает и поддерживает в трудные моменты. Школа для многих детей - это заведение, которое сложно полюбить, некоторых доводит до отчаяния и даже до самоубийства.
Одноклассники смеются над учеником
Ученику может понравиться школа, когда он удовлетворяет там свои потребности, его не унижают, когда от него требуется столько, сколько он может себе позволить. В таких условиях легко чувствовать себя комфортно и получать удовольствие сосуществование с коллегами, радость от успехов, достигнутых в надежной, творческой работе.
В школе ученик остается 6-7 часов в день. В это время школа целиком и полностью заботится об умственных и биологических потребностях детей и подростков. Многие ученики приходят в школу без первого завтрака, а голодные ученики могут потерять сознание от голода.
Школьная система ориентирована на передачу знаний и развитие определенных навыков. Школа не занимается воспитанием. Обучение осуществляется по моделям в лице отдельных учителей. В школе признание получает учитель с высоким уровнем культуры, чуткий к потребностям детей.
Серьезные ошибки в учебных программах включают детализацию и перегрузку. Освоение содержания учебных программ предполагает проверку знаний, полученных учениками, и их оценку.
Отрицательные суждения сопровождаются чувством недооцененности. Случается и так, что, ставя неудовлетворительную оценку, учитель издевается над учеником в присутствии коллег и называя его ленивым, невежественным. Нередко пережитые школьные неудачи и неспособность освоить чрезмерно сложную учебную программу становятся причиной трагедии. Растущая неуспеваемость в школе - одна из причин хулиганства, наркомании и преступности среди несовершеннолетних. Известны также случаи самоубийства из-за неуспеваемости.
Физические наказания в школе тоже имеют место быть

В российских школах - несмотря на официальный запрет на применение физических наказаний - встречаются случаи применения этого вида насилия в отношении учащихся. Физическое наказание - это выражение беспомощности тех учителей, которые не находят других возможностей наказать учеников.
Дети, скорее всего не расскажут родителям, что учитель их бьет или унижает публично, боясь, что родители узнают об их плохом поведении и неуспеваемости. Они также опасаются вмешательства родителей со стороны учителя или директора школы, так как это может ухудшить их положение в школе. Ученики убеждены, что учителя обыграть невозможно. Также есть родители, требующие от учителей физического наказания.
Ребенок, которого ударил, унизил учитель, бессилен, хотя он знает, что учитель не имеет на это права. У наказанного ребенка может возникнуть желание отомстить, действовать вопреки требованиям неприемлемого учителя. Применяя физическое наказание, учитель теряет авторитет, вызывает неприязнь к себе, негодование родителей, издевательства со стороны учеников.
Не всегда удается контролировать перегруженные классы из тридцати и более учеников.
Не менее вредный способ наказать учеников - крик учителя. Расстроенный учитель часто использует разное количество злых эпитетов, чтобы унизить ученика. Чаще всего, беспокойство учителей, связанно с низкой заработной платой и возможностью потерять работу. Агрессивность некоторых учителей проявляется в чрезмерных требованиях, резких суждениях, принуждении детей подчиняться своей воле.

У некоторых детей может развиться даже школьная фобия. Ученики с хорошими результатами также страдают фобией. В первую очередь, это касается учащихся, которые справляются со школьными проблемами и чувствуют угрозу. Школьная фобия чаще всего появляется после того, как пережил в школе жестокое унижение. Успешное лечение начинается с разрешения конфликта, приведшего к развитию беспокойства. Основа разрешения конфликтов - индивидуальный подход к ученикам. Школьная фобия - это неспособность ходить в школу. Это явление сопровождается соматическими симптомами: головными болями, болями в животе, тошнотой, рвотой и диареей. Эти симптомы исчезают через несколько часов, если родители разрешают ребенку оставаться дома.
Незнание учителями отдельных детей способствует развитию фобий. Они не адаптируют требования к индивидуальным способностям ученика, потому что классов слишком много, и обширная программа должна быть завершена за определенное время. Ученик, который не справляющийся со всем, чувствует угрозу.
Боязнь школы также может быть вызвана сильным опытом унижения в школе: публичная критика со стороны учителя, насмешки над заиканием, несправедливое подозрение в воровстве и т. д
Источниками страха, унижения и недомогания учащихся в школе являются в практически всегда учителя и директор школы. Выставляя оценки, не всегда справедливые по отношению к ученикам, они делают записи в дневниках, за которые родители применяют суровое наказание. Также учитель или директор, могут высмеять, а также унизить ученика.
Школа должна быть безопасной и творческой площадкой, а не местом ломки психики и унижений. Перед школой стоит важная задача - подготовить молодежь к демократии. Школьное сообщество состоит из учителей, учеников и их родителей. Эти три подразделения должны работать в тесном сотрудничестве. Школа не является демократическим институтом - родители по разным причинам не участвуют в принятии важных решений относительно воспитания своих детей. Учителя, находящиеся под контролем органов образования, руководствуются ограниченным набором учебных материалов. Кроме того, учителя разочарованы тяжелыми материальными условиями и ухудшающимися условиями работы.
В задачи школы также входит нравственное, половое и социальное воспитание. Например, какие ценности школа должна привить ученику, какими методами этого добиться, какие учителя должны учить этим ценностям. Это лишь некоторые из многих вопросов, с которыми сталкиваются современные школы. Школа должна быть учреждением, полностью принимаемым учениками, родителями и учителями.