1. Появление нового члена семьи 2. Рождение ребенка с ограниченными возможностями 3. Первые чувства и осознание родителей 4. Знакомство с собственным ребенком 5. Гандикап или неравные возможности 6. Советы родителям

Дети-инвалиды и их родители

Дети-инвалиды и их родители

Рождение ребенка – это чудо и счастье для родителей. Но иногда бывает так, что в семье появляется ребенок с ограниченными возможностями и кажется, что мир рушится. Это является болью, разочарованием и тяжким испытанием. Но родителям необычного малыша необходимо справиться с этой ситуацией, хотя порой это бывает очень сложно.

Появление нового члена семьи

Рождение ребенка и первая встреча с ним - чрезвычайно важный и переломный период в жизни родителей. Это - один из самых замечательных моментов. Появление на свет своего малыша родители ждут с трепетом, любопытством и нетерпением. В ожидании чуда мама и папа представляют себе, каким же будет их ребенок, что изменится в их обычном укладе жизни.

Рождение ребенка с ограниченными возможностями

ребенок с ограниченными возможностямиСтрах и тревожность перед неизведанным, безусловно, присутствует. Родители ждут своего ребенка и возлагают на него определенные надежды и ожидания. Если вдруг придуманный родителями образ оказывается совсем другим, появляется разочарование и возникает целый ряд негативных переживаний. Человек всю свою жизнь сталкивается с подобными ситуациями, и у каждого есть свой индивидуальный проверенный способ реагирования на них. Тем не менее, в зависимости от возраста, характера и сложности событий, люди постоянно ищут решения и сталкиваются с различными типами разочарований и неудач. Например, если не состоялась долгожданная встреча, человек может испытать такие чувства, как страх, безнадежность, раздражение, гнев, сожаление или печаль. Чувства могут быть разнообразны, и люди стараются справляться с ними рано или поздно. Одним хватает всего несколько минут, а другим несколько дней для того, чтобы смириться с ситуацией и успокоиться. В конце концов, человек перестраивается и возвращается к обычному повседневному образу жизни. Ранее приведенный пример кажется банальным и очевидным, но, во всяком случае, способ справиться с трудностями можно описать аналогичным образом, например, пережить тяжелую неизлечимую болезнь или потерю любимого человека. Такая же ситуация, когда в семье появляется ребенок с ограниченными возможностями. Несмотря на это, родителям приходится смириться, перестроить свои мысли и вернуться к повседневному образу жизни.

Первые чувства и осознание родителей

Вначале, когда ребенку ставят диагноз инвалидности, возникает чувство раздавленности и разочарования. В такой ситуации каждая семья, особенно мать, сначала испытывает шок, затем возникает эмоциональный кризис с сильным перепадом чувств. Далее появляется надежда, но при этом возникает глубокая печаль и отчаяние. Родители начинают задавать себе вопросы о том, почему у них такой ребенок, что они сделали неправильно, какое будущее их ждет, и часто не могут найти однозначные ответы на них. Возможно и появление чувства большой ответственности перед ребенком.

Такое состояние считается естественным. Это нормально, что сначала возникает неуверенность, страх за будущее, а также и завышенные ожидания самих родителей. Они часто хотят избавиться от всей ситуации. После волны вопросов и тяжелых переживаний, предпринимаются попытки заново организовать свою жизнь и быт. Очевидно, это огромная проблема, потому что перед семьей стоит много новых задач. Такой процесс перестроения жизни может быть коротким или долгим. Это зависит от индивидуальных ресурсов и характера конкретного родителя, но в большинстве случаев занимает от одного до трех лет. В редких случаях требуется больше времени или даже поддержка специалистов.
Каждый человек переживает неудачи по-своему, так же и каждый родитель может пройти этот этап по-разному. Это зависит от той роли, которую играют родители в жизни ребенка. Мужчина в нашей культуре ассоциируется с храбростью, силой и стойкостью, а женщина воспринимается как хрупкое существо, о котором нужно постоянно заботиться. Несмотря на это, оба родителя, узнав диагноз, испытывают сожаление, стыд, печаль, отчаяние, недоверие, чувство несправедливости, растерянности, вины и одиночества. Естественным образом возникает беспокойство, связанное со здоровьем, жизнью и развитием ребенка. Неудивительно, что родители теряются из-за того, что не могут найти необходимую для них информацию, так как она предоставляется им в непонятном, нечитаемом виде. Такие эмоции – это естественный способ реагировать в подобных обстоятельствах. Более того, индивидуальное переживание ситуации может усложнить отношения между супругами.
В связи с этим необходимо обеспечить родителям взаимопонимание и поддержку в непростое для них время. Постепенно вместе с семьей и ребенком можно выработать подходящий образ жизни. Конечно, чем короче период кризиса, тем быстрее установится взаимный контакт с ребенком. Если семья будет справляться со своими эмоциями посредством взаимной поддержки, а не обвинений, время, которое дает возможность лучше узнать своего ребенка, наступит быстрее.

Знакомство с собственным ребенком

В самом начале знакомства с малышом его рассматривают только через призму инвалидности. Постепенно обнаруживается, что маленький человечек и его личность глубоко скрыты под инвалидностью. На самом деле, путь изучения и открытия ребенка с ограниченными возможностями никогда не прекращается. За такими детьми необходимо следить постоянно. Иногда это приятно удивляет, но бывает, что оказывается чрезвычайно трудным и болезненным. Так же может причинить боль и разочарование. При этом необходимо позволить себе грустить и переживать, не стыдясь и не подавляя эти чувства внутри себя.

Единого рецепта жизни с ребенком-инвалидом не существует. Следует найти наиболее подходящий для ребенка и семьи образ жизни.

Гандикап или неравные возможности

Если задать вопрос о том, кто такой инвалид или умственно отсталый, то невозможно дать однозначный ответ. Это зависит от обстоятельств и окружения. При сравнении обычного человека с пациентом в закрытой палате психбольницы, несомненно, ответ будет отрицательный. Если его сравнить с великим ученым Эйнштейном, то и здесь ответ очевиден. Итак, сам термин «умственно отсталый» не является описанием болезни, это, скорее всего, результат внутрисоциального сравнения и это может стать ненужным ярлыком. Что более приятно, этот термин используется все реже.
Важно понимать, что в случае с ребенком-инвалидом нельзя рассчитывать на то, что он, как и здоровые дети, выйдет на новые, нормальные стадии развития. Соответственно, не стоит сравнивать ребенка с ограниченными возможностями со здоровыми сверстниками. Только сопоставляя ребенка с самим собой, то есть в соответствии с его меркой, можно заметить изменения. Именно эти небольшие неожиданные успехи в развитии рассматриваются как маленькое чудо. Необходимо научиться замечать и ценить даже едва уловимые различия, невидимые для окружающих. Ребенок-инвалид вызывает у родителей никогда ранее неизведанные глубокие чувства. Это побуждает взглянуть на мир совершенно другими глазами и позволяет открывать себя по- новому.

Поддержка семей с детьми - инвалидами

Ребенок-инвалид

Без сомнения, воспитывать в семье ребенка-инвалида – большая ответственность. Родители сталкиваются с множеством новых задач, которым они посвящают большое количество своего времени. Вместе они постепенно вырабатывают правильный образ жизни и справляются с трудностями и невзгодами. Однако стоит постараться не попасть в ловушку заботы о ребенке до такой степени, чтобы забыть о себе и своей семье. Важно найти занятия, которые помогут родителям отвлечься и набраться сил. Это необходимо, потому что дети прекрасно чувствуют, когда их родители испытывают усталость, стресс и тревогу. Кроме этого следует принять поддержку и помощь в повседневной жизни от друзей, родственников и знакомых. Тем самым, нельзя забывать об учреждениях и специалистах, которые готовы поддержать родителей и ребенка. Не нужно один к одному оставаться с проблемой и стараться справляться с этой ситуацией самостоятельно. Самое трудное – это начало, а со временем родители наверняка заметят, что может быть множество причин для радости, как для родителей, так и для детей. Со временем инвалидность станет нормой жизни.

Советы родителям

Реабилитация детей-инвалидов

Как уже говорилось ранее, ситуация появления в семье ребенка, требующего особого ухода, вызывает множество мыслей. Не нужно искать виноватого, а важно поддерживать друг друга в трудное время. Очень важно соблюдать умеренность во всех сферах жизнедеятельности, чтобы избежать как чрезмерной защиты, так и отказа, а также излишних требований или их полного отсутствия.
Ни в коем случае нельзя навешивать ярлыки на ребенка. Стоит помнить, что однажды получив ярлык, ребенок непреднамеренно подтвердит предыдущий опыт. Например, если кто-то скажет, что во всех подобных случаях не наблюдалось никаких улучшений, предполагается, что будущее вашего ребенка будет таким же безрадостным. Так же неразумно говорить, что ребенок такой, какой он есть, и что он должен оставаться таким. Это не даст ему возможности справляться со своими проблемами. Надо верить в лучшее, ведь если бы никто в мире не верил, что можно летать, самолетов бы не было.
Очень важно с самого начала обратиться к врачам и специалистам. Современная медицина сильно развита. Лечение и реабилитация ребенка очень важна и этим не стоит пренебрегать.
Крайне желательно создать для своего ребенка теплую семейную атмосферу. Дети, несмотря на инвалидность, очень чувствительны, у них тоже есть свои чувства и потребности. Однако важно следить за тем, чтобы ребенок находился не только дома. Не стоит закрывать себя от внешнего мира. Есть много сообществ, которые объединяют такие семьи, где возможно честно и открыто поговорить с другими и увидеть мир с новой точки зрения. Также здесь можно получать новую информацию, делиться своими мыслями. Помогая кому-то другому, человек обретает новые силы. Следует позаботиться о том, чтобы хотя бы время от времени отвлечься от болезни и хлопот.
Обязательно стоит обратить внимание на братьев и сестер ребенка-инвалида, если таковые имеются. Важно, чтобы братья и сестры были готовы принять нового члена семьи. Возможно, сначала будет стыд, но любовь и забота, несомненно, со временем его заменят. Следует дать здоровым детям четкое представление о том, что ребенок-инвалид требует особой заботы и ухода не потому, что вы его больше любите, а из-за его ограниченных возможностей. Кроме того, нужно уметь игнорировать грубое поведение соседей или прохожих и не беспокоиться по этому поводу.
Обобщая вышесказанное, при адаптации и уходе за ребенком с ограниченными возможностями:
  • не следует искать виноватого,
  • необходима взаимная поддержка,
  • запрещается навешивать ярлыки на ребенка,
  • важна связь и сотрудничество со специалистами,
  • нужна теплая семейная атмосфера,
  • следует держать связь с другими семьями, которые находятся в аналогичной ситуации,
  • нужно бескорыстно любить.
Нравится
Не нравится
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
|